3. Качество – это самоуважение

(опубликовано в журнале Методы менеджмента качества 02.2016)

Сформированное неуважение к себе («Я») и к обществу («Мы») напрямую влияет на способность данного общества производить качественную продукцию и услуги. Понять это нам поможет доказательство следующего постулата:

«Качество - это самоуважение» или

«Способность производить качественную продукцию – это способность уважать себя».

Всю продукцию, которую Вы производите, Вы делаете для других людей. Не важно, изготавливаете ли вы колбасу, носки, автомобили, лекарства, или же предоставляете услуги автосервиса, гостиничного бизнеса и др. Если же рассматривать в рамках одной организации, то пользоваться результатами Вашей работы всегда будут другие сотрудники этой организации. Так вот, если Вы делаете что-то некачественно, видите и знаете, что результат вашей работы не соответствует требованиям, сознательно пропускаете брак, то фактически вы демонстрируете безразличное отношение к тому человеку, который будет использовать сделанный Вами продукт. Вам нет дела до того, будет ли Ваш потребитель доволен, используя данный продукт, или он будет мучиться, вспоминая не добрым словом Вас. Вы не ставите себя на место пользователя результатом Вашей работы.

«Не обманешь - не проживешь»

Я часто слышал одну и ту же фразу от абсолютно разных людей, занимающих разной деятельностью, различных по возрасту, проживающих в разных городах: «Не обманешь - не проживешь». Производство некачественной продукции или услуг, по сути, всегда является обманом потребителя. Такое отношение к потребителю является не уважением к нему, к его потребностям, к его желаниям.

К сожалению, наше современное общество склонно иметь такие признаки. Я, часто сталкивался с тем, что продукты, произведенные в России, всегда чуть-чуть не доделаны. Не важно, что вы производите, лифты или программное обеспечение, делаете ли вы сантехнику или что-то еще.

Мы постоянно видим в новостях и других телевизионных программах про разоблачения производителей некачественной продукции и услуг. Например:

1) Для производства различных продуктов питания (колбаса, сыры, соки и т.д.) используют различные пищевые добавки (красители, консерванты и т.д.). Вкус такой продукции гораздо хуже, чем продукции произведенной из натурального сырья. А о пользе, в данном случае, скорей всего, стоит говорить о вреде, можно только догадываться.

2) В магазинах пищевые продукты продают с истекшим сроком годности.

3) На производстве сыров работники купаются в молочном сырье.

4) Рыбу, мясо и другие продукты хранят в нарушении правил хранения, вследствие чего они протухают и потом продают покупателям.

5) Для того чтобы овощи и фрукты росли быстрее и имели более привлекательный товарный вид, они обрабатываются избыточным количеством химикатов и удобрений.

6) Бензин разбавляют или добавляют в него присадки, отрицательно влияющие на показатели безопасности бензина и повышенный износ автомобиля.

7) В аптеках продуются фальсифицированные лекарства, данная ситуация – просто преступление.

И можно приводить еще сотню подобных примеров. Кроме того, если в начале производства нового продукта, он может быть высокого качества, то в последующие годы качество этого продукта может ухудшаться, так как система менеджмента не может поддерживать стабильность характеристик продукта.

 

На мой взгляд, девизом российского качества является фраза из мультфильма «Тридевятое царство», которую произносил всеми любимый персонаж Вовка: «И так сойдет!!!», не сумев нарубить дрова и заталкивая их целиком в печь для приготовления пирожков (Рисунок 3). Пирожки у него при этом получились, мягко выражаясь, низкого качества.


Рисунок 3.

А теперь представьте, что Вы постоянно производите продукцию не соответствующую по качеству, я произвожу недоделанную продукцию, другой непрофессионально оказывает услугу, и так ВСЕ - каждый в своем деле. Фактически мы все обманываем друг друга, при этом сильно обижаемся, когда понимаем что нас обманывают. Обманывая потребителей своей продукции, производители демонстрируют свое неуважение к ним. Таким образом, мы все зависим друг от друга, мы все связаны, и если мы будем уважать друг друга, что выражается в производстве качественной продукции и услуг, то мы будем жить достойно. Если же мы будем неуважительно относиться к нашим потребителям, то мы формируем отсталое общество.

Зависимость между уважением к себе и уважением к обществу

Основополагающей причиной не уважения к потребителям, на мой взгляд, является не уважение к себе, к собственным потребностям, т.е. неуважение собственного «Я».

Результат труда любого человека характеризует его отношение к окружающему миру и другим людям, т.е. к обществу. Человек, который положительно относится к окружающему миру, т.е. уважает других людей, не позволит себе выпечь хлеб из заплесневелой муки, сделать колбасу из протухшего мяса и т.д. А отношение человека к окружающему миру соответствует отношению данного человека к себе. Если человек уважает себя (свое собственное «Я»), он будет также относиться к окружающему миру («Мы»), и результат его труда будет соответствующим, он будет делать качественно, т.е. «как себе».

Вообще, человек все делает «как себе». Если же человек не уважает себя, он будет делать работу некачественно. По-другому не бывает - внешняя политика всегда продолжение внутренней политики. Если я не уважаю себя, значит, я буду проявлять неуважение к окружающим, и главный признак этого неуважения – является халатное отношение к собственной работе, свидетельствующей о безразличии к потребителю.

Таким образом, утверждение: «В российском менталитете «Мы» всегда преобладает над «Я», так как это свидетельствует о нашей духовности и мы, прежде всего, заботимся о других людях, а потом уже о себе» - ЛОЖНОЕ. Мы действительно заботимся о ближних (о родственниках, друзьях), но вряд ли мы адекватно заботимся об обществе, т.е. и о незнакомых людях.

Качество – показатель культуры общества

Исходя из вышесказанного, можно сделать еще один важный вывод: «Способность производить качественную продукцию является одним из основных показателей развития Общества, косвенно свидетельствующим о силе экономики государства». К сожалению, в нашей стране данный показатель не на высоком уровне. Кроме того, можно сформулировать еще один постулат: «Способность производить качественную продукцию – этот один из основных показателей культуры общества». Не может быть высококультурного общества, члены которого позволяют себе производить некачественный продукт.

Вывод:

Рассмотренная в данной статье черта российского менталитета главенствование «Мы» над «Я», как это не парадоксально звучит, является причиной неуважения людей к себе, и как следствие не уважение к обществу.

Еще одной негативной чертой нашего менталитета является культура, основанная на принципе «Не обманешь - не проживешь»

Главными признаками этих двух черт менталитета является низкое качество продукции и услуг, так как процветает отношение к работе по типу: «И так сойдет», а также, если смотреть на уровень страны: - высокая коррупция и нежелание платить налоги.

Чтобы это изменить необходимо понять, что отношение человека к окружающему миру соответствует отношению данного человека к себе. Кроме того, нужно признать, что первична личность «Я». Удовлетворенные «Я» формируют сильное «Мы». Иначе забитое «Я» начнет стремиться к свободе, но уже в ущерб обществу («Мы»). И последнее, необходимо уяснить, что «способность производить качественную продукцию – это способность уважать себя».